История возникновения и развития метода проектов, кто и когда придумал

Методом проектов называют способ получения цели путем детальной разработки проблемы. Она должна привести к реальному результату, который оформляется тем или иным способом. По сути, это сочетание приемов и действий, которые выполняются учащимися для достижения поставленных целей и решения проблем. Однако далеко не каждый знаком с историей возникновения метода проектов.

История появления

История создания этого метода началась во второй половине девятнадцатого века. Он появился в США и базировался на теоретических концепциях прагматической педагогики. Ее главным принципом стал принцип обучения путем выполнения действий. Эта разработка получила название метода проблем. В ее основе лежали идеи гуманистического направления в сфере философии и образования. Автором концепции считается преподаватель и философ из США Дьюи. Также участие в создании методики принимал его ученик Килпатрик.

Дьюи предложил строить процесс обучения на активной базе, используя целесообразные действия ученика. При этом требовалось учитывать личный интерес ребенка. Потому главным принципом концепции стала демонстрация детям их личной заинтересованности в полученной информации, которая пригодится им в жизни. Для этого использовалась проблема из обычной жизни, знакомая и значимая для ученика. При этом для решения использовались имеющиеся и новые знания, которые еще требуется получить.

Безусловно, со временем идея этой методики несколько видоизменилась. Появившись из идеи свободного воспитания, она со временем превратилась в интегрированный компонент структурированной и продуманной системы.

Тем не менее, суть концепции осталась той же. Она была направлена на пробуждение интереса учеников к конкретным проблемам, которые подразумевают обладание некоторой информацией. Также в основе методологии лежала проектная деятельность, которая предполагает решение таких проблем, способность использовать полученные знания, формирование рефлекторного или другого критического мышления.

Проектный метод заинтересовал российских преподавателей еще в первой половине двадцатого века. Идеи такой концепции обучения зародились в России почти одновременно с разработками педагогов США. Под началом известного педагога Шацкого в 1905 году был создан небольшой коллектив людей, которые активно внедряли проектные методы в преподавательскую практику.

Впоследствии уже во времена СССР эти идеи стали активно использоваться в образовательных учреждениях. Однако это делалось не особо последовательно. В 1931 году универсализацию методологии осудило Постановление «О начальной и средней школе». С того момента в России не совершалось особых попыток внедрить эту разработку в школы.

При этом за рубежом эта методика активно развивалась. Метод проектов Дьюи получил широкое распространение в Англии, США, Израиле. Его активно внедряли в Германии, Голландии, Финляндии и многих других уголках мира. Там принципы гуманистического подхода стали весьма популярны.

Это было связано с тем, что методика подразумевала комбинацию теоретических знаний и их практического использования для решения конкретных проблем. Проектный метод – хорошее решение для систем образования, которые пытаются найти своего рода баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками.

История возникновения и развития метода проектов

Суть такого метода

Сущность проектного метода заключается в развитии мышления и организации через проекты. Его задача кроется в стимулировании интереса учеников к конкретным проблемам. Он подразумевает обладание определенными знаниями. Для решения проблем применяется проектная активность. Она подразумевает способность применять полученные знания на практике и развивать критическое или рефлекторное мышление. Проблема определяет цель мысли. При этом цель помогает контролировать мыслительный процесс.

Рефлекторное мышление подразумевает постоянный поиск фактов, их исследование, анализ достоверности, построение логических цепочек. Это требуется для познания новой информации и поиска выхода из сомнительных ситуаций. Помимо этого, такой тип мышления помогает сформировать уверенность, которая базируется на обоснованном рассуждении.

Необходимость устранения сомнений представляет собой постоянный и руководящий фактор в процессе рефлексии. При отсутствии вопроса или проблемы для решения либо сложности, которую требуется преодолеть, мыслительный поток носит хаотичный и случайный характер.

Метод проектов всегда подразумевает решение конкретной проблемы. К тому же он непременно направлен на получение результатов. Эта разработка подразумевает поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, которая направлена на достижение конкретного результата. Для этого организовывается процесс его получения.

Достигнутый результат оформляется в виде определенного практического вывода. В настоящее в педагогике метод проектов не заменяет системное предметное обучение, а используется как его часть. По сути, он представляет собой одну из составляющих образовательной системы.

Проектный метод представляет собой способ получения дидактической цели путем детальной проработки проблемы. Она должна привести к вполне реальному практическому результату, который оформляется конкретным способом. Основой проектного метода считается идея. Она является сущностью термина «проект». Концепция отличается прагматической нацеленностью на результат, которого удается добиться при решении важной проблемы. Его можно увидеть, понять и использовать на практике.

История возникновения и развития метода проектов фото

Решение проблемы подразумевает применение совокупности различных методик и средств обучения, а также предполагает потребность интегрировать знания и умения для использования информации из разных сфер науки, техники и творчества. После реализации проектов требуется получить осязаемые результаты. Если проблема является теоретической, нужно получить конкретное решение. При появлении практической проблемы требуется добиться определенного результата, который можно использовать.

Проектный метод уделяет много внимания вопросам практической, теоретической и познавательной значимости результатов, которые планируется получить. При этом важно понимать, что такое обучение носит непрямой характер. Тут имеют ценность не только результаты, но и непосредственно процесс.

Эксперты из стран, которые обладают большим опытом такого обучения, уверены, что его требуется применять в качестве дополнения к другим разновидностям. Это хороший способ ускорить личностный и академический рост человека. Главной установкой этого вида обучения считаются методы деятельности, а не накопление информации.

Работе с проектами отводится важная роль в образовательной системе. Это дает возможность ученикам получать знания, которые нельзя усвоить стандартными способами. Это возможно за счет того, что ученики самостоятельно совершают свой выбор и проявляют инициативу.

Если рассматривать концепцию с этой точки зрения, качественный проект отличается следующими особенностями:

  • ценность с практической точки зрения;
  • возможность проведения школьниками самостоятельных исследований;
  • одинаковая непредсказуемость в процессе работы и при ее окончании;
  • гибкость в отношении направления работы и темпов ее выполнения;
  • возможность обучаться с учетом способностей ученика;
  • содействие раскрытию способностей ученика для решения задач обширного спектра;
  • улучшение взаимодействия между учащимися.

Проектом называют сочетание конкретных действий и документов. По сути, эти замысел, который помогает создать реальный объект или теоретический продукт. Учебным проектом считается форма занятий, которая подразумевает комбинированную деятельность всех участников. При этом их задачей считается получение знаний за конкретный временной интервал.

Преимущества и недостатки

К главным преимуществам проектной деятельности стоит отнести следующее:

  • получение навыков самоконтроля и самообразования;
  • моделирование реальной технологической цепочки – она включает задачу и результат;
  • получение опыта групповой деятельности;
  • персонализированный подход;
  • интерес к познанию.

История возникновения и развития метода проектов

При этом проектная деятельность отличается и некоторыми минусами:

  • увеличение нагрузки на педагога;
  • проблемы с коммуникацией психологического характера;
  • частые стрессовые ситуации для учеников – они могут переоценивать возможности, также есть риск технических накладок;
  • проблема субъективной оценки.

Типология проектов

Базой типологии метода проектов в образовательных учреждениях считаются такие признаки:

  • преобладающая деятельность;
  • характер координации;
  • предметно-содержательная область;
  • особенности контактов;
  • число участников;
  • длительность проекта.

Проекты делятся на ряд категорий. Они бывают монопредметными, надпредметными и межпредметными. При этом первая категория интегрируется в классно-урочную систему. Межпредметные разновидности проектов могут использоваться в альтернативной школе. Они преодолевают стандартную дробность и обрывочной образовательной системы. Надпредметные проекты затрагивают внеурочную активность школьников.

Какие навыки развивает

Метод проектов способствует развитию таких навыков:

  1. Планирование – учащемуся требуется четко определять цели, описывать ключевые шаги для их достижения, концентрироваться в течение всей работы.
  2. Творческое мышление – включает пространственное воображение, способность прогнозировать, комбинаторные навыки, самостоятельный переход от теории к практике.
  3. Коммуникативные навыки – методология учит работе в коллективе, культуре общения, адаптации к внешним факторам.
  4. Работа с информацией – ученик должен иметь отбирать нужные данные, анализировать, обобщать и систематизировать. Также школьнику требуется обнаруживать проблемы, проводить эксперименты, выполнять обработку статистической информации, заниматься генерированием идей, выдвигать аргументированные гипотезы решения проблем.
  5. Критическое мышление – бывает логическим, ассоциативным, аналитическим, системным.
  6. Составление отчетов в письменном виде – ученикам требуется уметь составлять план, оформлять сноски, лаконично и понятно излагать информацию. Также они получают понимание сути библиографии.
  7. Создание положительного отношения к работе – учащимся требуется проявлять энтузиазм и инициативу. Они должны выполнять задачи в срок, следуя установленному графику и плану.

Как происходит работа над проектом (этапы)

Над проектом требуется работать поэтапно. Для этого ученику нужно выполнить следующее:

  • выбрать тему;
  • сформулировать варианты проблем;
  • распределить задания по группам;
  • провести разработку проекта – эта работа бывает групповой или индивидуальной;
  • защитить проект.

Вначале всегда выбирается тематика проекта, его тип и число участников. После этого учителю требуется продумать вероятные варианты проблем, которые обязательно требуется изучить в пределах темы. При этом сами проблемы формируют ученики с подачи педагога. Для этого учитель задает наталкивающие вопросы, описывает ситуации, которые помогают определять проблематику, презентует школьникам видеоролики и использует иные методы.

На этом этапе целесообразно проводить «мозговой штурм» с дальнейшим обсуждением в коллективе. После чего задачи распределяются по группам и обсуждаются возможные способы проведения исследований. Также стоит заниматься поиском информации и неординарных решений.

История возникновения и развития метода проектов

После этого участники проекта работают самостоятельно с целью решения своих задач. На промежуточных этапах проводятся обсуждения полученной информации в коллективах. После чего выполняется защита проектов и оппонирование.

Можно сделать вывод, что для проектной методики характерна высокая коммуникативность. Она подразумевает выражение учениками своих мыслей и чувств. Им требуется активно включаться в деятельность и принимать ответственность за достижение тех или иных результатов.

Эта методология помогает сформировать у учеников ряд важных компетенций. К ним относятся следующее:

  1. Коммуникативная – ученики получают навык использования устной и письменной речи в разных ситуациях. Также они могут применять разные системы знаков при изложении материала.
  2. Информационная – ученики осваивают нужную информацию и получают возможность заниматься библиографическим поиском. Также они могут работать с разными источниками и количеством информации.
  3. Интеллектуальная – методика развивает способность к анализу, сопоставлению и сравнению. Она помогает обобщать информацию, оценивать факты и изученные произведения.
  4. Организационная – система учит формулировать цели работы, заниматься планированием и осуществлением деятельности, получать навыки самооценки.

Вся активность учеников в рамках применения этой методологии строится на выполнении ряда последовательных действий. При этом система включает такие составляющие:

  1. Подготовка. На этом этапе требуется определить проблему и следующие из нее задачи и цели, выдвинуть гипотезу решения и обсудить способы исследований.
  2. Планирование. Ученику требуется обозначить информационные источники, определить методы сбора и изучения данных, определить способ презентации результатов. Также на этом этапе устанавливаются критерии оценки процесса и результатов. Помимо этого, нужно распределить задания между участниками коллектива.
  3. Исследование. На этом этапе требуется собирать сведения и преодолевать промежуточные стадии.
  4. Результаты. На этой стадии рекомендуется анализировать информацию и формулировать выводы.
  5. Оценка процессов и результатов. При этом требуется оформить результаты, подвести итоги, внести коррективы, сделать итоговые выводы.

Роль преподавателя в проектах

Применение проектного метода в образовательных учреждениях на практике подразумевает изменение роли педагога. Из носителя готовой информации он превращается в создателя познавательной и исследовательской активности школьников.

При этом меняется психологическая обстановка в коллективе, поскольку учитель должен направить свою активность и работу учащихся на разные формы самостоятельной деятельности. В приоритете находится поисковая, исследовательская и творческая активность. Наибольшую сложность для учителя представляет выполнение функции независимого консультирующего лица. Если педагог видит, что дети идут в неверном направлении, ему может быть сложно удержаться и не сделать подсказку.

Как правильно организовать проект

При организации проекта учителю требуется выполнять такие функции:

  • помогать учащимся находить источники информации;
  • предоставлять требуемую информацию;
  • придумывать способы поддержки и поощрения учеников;
  • обеспечивать постоянную обратную связь.

Учитель может подсказывать, где взять сведения, или направлять мысли учащихся в требуемую сторону, чтобы они сами занимались поиском. Однако в итоге школьники должны самостоятельно и общими усилиями добиться решения проблемы. При этом важно использовать знания из различных областей. Это дает возможность добиться реальных и заметных результатов. Таким образом работа над проблемой получает контуры проектной деятельности.

Ученики при реализации проекта сталкиваются с различными трудностями. Однако они отличаются объективным характером. Одной из главных целей проектного метода считается преодоление сложностей.

Основой проектирования считается усвоение новой информации. Однако этот процесс проходит в неопределенных условиях. Его требуется организовывать и моделировать, поскольку ученикам сложно намечать ключевые и текущие задачи и цели, заниматься поиском путей их решения и выбирать наиболее подходящие в случае наличия альтернативных вариантов.

Как оценивать проектную деятельность

При оценке деятельности в рамках проектной методики стоит ориентироваться на следующие особенности:

  • активность участников в соответствии с их возможностями;
  • самооценка и рефлексия учеников;
  • групповой характер решений, которые принимаются;
  • особенности общения и взаимопомощи;
  • актуальность проблем;
  • умение отвечать на вопросы;
  • правильность применения методов исследований и обработки информации;
  • глубина погружения в проблему;
  • аргументированность решений, которые принимаются.

развитие метода проектов

Пригодится ли этот навык на работе

За рубежом проектный метод часто используется. Полученные учащимися знания люди применяют и в профессиональной сфере. Благодаря проектной методике удается сформировать такие компетенции:

  • поисковые навыки;
  • рефлексивные способности;
  • управленческие навыки;
  • коммуникативные способности;
  • презентационные возможности.

Метод проектов – это распространенная система, которая часто используется в образовательных учреждениях. Благодаря ее применению удается сформировать у школьников ряд навыков и компетенций.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий