Грех-моральное зло, рассматриваемое с религиозной точки зрения, как преднамеренное и целенаправленное нарушение воли Бога.
Понятие греха присутствовало во многих культурах на протяжении всей истории, где оно обычно отождествлялось с неспособностью человека соответствовать внешним стандартам поведения или с нарушением им табу, законов или моральных кодексов. Некоторые древние общества также имели представления о корпоративном или коллективном грехе, затрагивающем всех людей и восходящем к мифическому “падению человека” из состояния примитивной и блаженной невинности.
В древнегреческой мысли грех рассматривался как, по существу, неспособность человека достичь своего истинного самовыражения и сохранить свое должное отношение к остальной вселенной; он приписывался главным образом невежеству.
В Ветхом Завете грех напрямую связан с монотеистическими верованиями евреев. Греховные поступки рассматриваются как пренебрежение божьими заповедями, а сам грех – как отношение неповиновения или ненависти к Богу.
Новый Завет принимает иудейскую концепцию греха, но рассматривает состояние коллективной и индивидуальной греховности человечества как условие того, что Иисус пришел в мир, чтобы исцелить.
Искупление через Христа могло бы помочь людям преодолеть грех и таким образом стать целостными. И христианство, и иудаизм рассматривают грех как преднамеренное нарушение воли Бога и приписывают его человеческой гордыне, эгоцентризму и непослушанию.
Настаивая более решительно, чем большинство религий, на тяжести греха, как в его сущности, так и в его последствиях, и христианство, и иудаизм решительно отвергли манихейское учение о том, что либо сотворенный мир в целом, либо его материальная часть изначально являются злом. Христианство скорее считает, что зло является результатом злоупотребления их свободной волей сотворенными существами и что тело с его страстями и импульсами не должно быть ни проигнорировано, ни презрено, но освящено; в Библии “плоть”, о которой говорят пренебрежительно, – это не человеческое тело, а человеческая природа, восстающая против Бога.
Богословы делят грех на “действительный” и “изначальный (первородный)”. Настоящий грех есть грех в обычном смысле слова и состоит из злых поступков, будь то мысли, слова или дела. Первородный грех – это морально испорченное состояние, в котором человек оказывается при рождении как член греховной расы. В Книге Бытия 3 это изображается как следствие первого человеческого греха, то есть греха Адама.
Богословы расходятся в толковании этого повествования, но все согласны, что первородный грех, каким бы таинственным ни было его происхождение и природа, возникает из-за того, что люди пришли в мир не индивиды, а как члены расы, унаследовавшие как добрые, так и злые черты из своей прошлой истории.
Действительный грех подразделяется, исходя из его тяжести, на смертный и простительный. Это различие часто трудно применить, но вряд ли можно избежать. Смертный грех – это преднамеренное отвержение от Бога; это грех в серьезном деле, который совершается с полным знанием и с полным согласием воли грешника, и пока он не раскаялся, он отсекает грешника от освящающей благодати Бога.
Простительный грех обычно связан с менее важным делом и совершается с меньшим самосознанием проступка. Хотя простительный грех ослабляет союз грешника с Богом, он не является преднамеренным отворачиванием от Него и поэтому не полностью блокирует приток освящающей благодати.
Действительный грех также подразделяется на материальный и формальный. Формальный грех является неправильным сам по себе и известен грешнику как неправильный; поэтому он вовлекает его в личную вину. Материальный грех состоит из поступка, который сам по себе является неправильным (потому что противоречит Закону Божьему и человеческой нравственной природе), но который грешник не знает как неправильный и за который он, следовательно, лично не виновен.