Как появилось монашество в христианстве

монашество в христианстве

Истоки вдохновения для института монашества у христиан, основанного на христианском идеале Совершенства, можно проследить до первой апостольской общины в Иерусалиме. Она описана в Деяниях Апостолов и пребывании Иисуса в пустыне. В ранней церкви монашество было основано на отождествлении совершенства с отрицанием мира, аскетизме и мнении, что идеальная жизнь христианина должна быть сосредоточена на максимальной любви к Создателю и ближнему.

Египет – родина монашества

Христианское монашество появилось на границе III и IV веков. Тогда оно стало установленным институтом в Христианской Церкви. Первые христианские монахи появились в Египте и Сирии. Они стали развивать энтузиазм к аскетизму. Самым первым монахом-христианином был Святой Антоний. В мире его считают основателем христианского монашества. Первые монахи были одиночными фигурами. Они стремились к самоизоляции.

Некоторые из них поселялись в гробницах или в заброшенных строениях. Также первые монахи проводили своё время в пещерах и пустынях. Они сражались там против желаний и плоти, а также против хитростей дьявола. Какое-то время спустя в пустынях стало появляться всё больше одиноких монахов-отшельников. Они стали собираться вместе на ежедневные обязательные молитвы. Отшельники вели благочестивый образ жизни, привлекая своей святостью большое количество подражателей и почитателей. Создавались определённые писания об этой жизни. Дух монашества всё больше охватывал христиан. Это было важно для развития Церкви.

Прославление жизни Святого Антония

В Александрии в IV веке жил епископ Афанасий. Он описывал жизнь Святого Антония, отшельника, живущего в пустыне. Он также писал об удивительной борьбе отшельников с демонами, считая это образцом совершенства христианина. Жизнь этого Святого оказала большое влияние на многочисленных читателей этого труда. Святой Антоний был первым великим монахом, и труды Афанасия стали первым свидетельством восхваления возникающей традиции монашества.

Первый кенобитный (коммунальный) монастырь был создан бывшим римским солдатом Пахомием в IV веке. Ему удалось объединить монахов под одной крышей с одним настоятелем (отцом). Он стал основателем первого настоящего мужского монастыря в 323 году.

Этот монастырь появился в Табенниси недалеко от Фив в Египте. В нём стали проживать около 40-ка монахов в каждом доме. В каждой такой монашеской семье был свой настоятель. Пахомий стал создателем и монашеского управления. Оно служило регулированием внешней монашеской жизни, а не духовным руководством. В конце IV века христианское монашество стало развиваться и в других районах за пределами Египта.

Монашество распространяется на Запад

Афанасию удалось перенести монашеское правление Пахомия дальше на Запад. Это он сделал, когда его изгнали в 340 году в Трир, город в Германии. Афанасия изгнали из-за его оппозиции имперским доктринам арианства. Другой монах из Сирии, Мар Авгин, перенёс монашество в Месопотамию. А Иероним стал основателем христианского монастыря в Вифлееме.

Василий Великий стал одним из трёх каппадокийских отцов в IV веке. Он окончательно сформировал монашескую общинную жизнь Византийской церкви. Его аскетические работы стали богословской и учебной основой для «общей жизни» под названием кенобитизм. Василий Великий создал монашеские правила, по которым с некоторыми изменениями и модификациями, ставшие авторитетом для последующего Православного монашества. Правила Василия сохраняют православное сочетание аскетизма и мистики и в нашем веке.

монашество в христианстве

Различия Католического и Православного монашества

Западное монашество формировалось по правилу Бенедикта Нурсии. В нём есть два, отличительных от христианского, события. Первое состоит в клерикализации.

В современном мире Римско-католические монастыри и монахи, кроме служащих, рукоположенные священники. Они втянуты прямым образом в церковные задачи католической церкви. Но сначала первые монахи были мирянами. Пахомий запрещал им становиться священниками. Это он аргументировал тем, что монахи не должны жаждать силы и славы.

Но посредством особой клятвы и церемонии монахи переставали быть просто мирянами. Они занимали положение между духовенством и мирянами. Даже в нашем веке православные монахи частью являются мирянами. Только несколько настоятелей в каждой обители являются рукоположенными священниками-иеромонахами. Им разрешается совершать таинства.

Второе отличительное событие католического монашества состоит в многочисленности его Орденов. Они отдают индивидуальные распоряжения и помогают Церкви в различных сферах её деятельности.

Это проявляется в миссиях, образовании, уходе за больными и борьбе с ересью. Их интересы простираются от рыцарских Орденов до Орденов нищих монахов. Структура римско-католического монашества включает в себя и феодальные и аристократические характеристики и чисто буржуазные черты. На Западе монастыри выполняли научно-богословские и церковно-политические задачи.

Характер первых монастырей был сосредоточен в основном на молитве, медитации и созерцании. Это было более важным, чем всё остальное. В западном мире Ордена бенедиктинцев и кармелитов являются исключениями из всех других католических монашеских Орденов. Они и в наше время стараются сохранить древний характер монашества в католицизме.

Монашество – удел немногих

Таким образом, христианское монашество стало церковно-религиозным институтом, объединяющим людей, изолирующихся от всего мира. Оно сыграло незаменимую роль в средневековой цивилизации и распространении христианства по всему миру. Монахи – это люди, живущие в уединении духовной жизнью подвижников. Существуют не только мужские монастыри, но и женские.

Монашество – это удел немногих, имеющих к этому призвание. Тот, кто вступает в монашество, должен вступить на путь одиночества и отречения от мира. Эти люди отказываются от всех мирских удовольствий и благ, развивая в себе силы духовной жизни. Они пожизненно исполняют волю своих духовных руководителей, отказываясь даже от своего мирского имени. Так благодаря Святому Антонию Великому христиане пришли к монашеской жизни.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий