Описание и история Ми-28, вооружение и скорость боевого вертолета Ночной охотник

Боевые вертолеты стали неотъемлемой частью современных вооружений, с течением времени их задачи и возможности расширялись. Изначально их применяли для повышения мобильности войск и огневой поддержки с воздуха. Вертолет Ми-28 продолжил серию Ми ОКБ Миля, стал первой отечественной ударной машиной, настоящим летающим танком, платформой для размещения мощных вооружений – мобильной, маневренной и грозной.

История создания

Стратегия использования винтокрылых машин в боевых действиях постоянно менялась. Военные, исходя из боевого опыта, ставили новые задачи перед разработчиками техники, требуя превратить вертолеты в ударные неуязвимые машины. Концепция использования винтокрылых машин для огневой поддержки заменялась идеей летающего танка, охотника на бронированную технику, способного быстро летать, парить низко над землей и уничтожать цели.

Под эту задачу требовались новые машины и соответствующий выбор оснастки и вооружений. Дополнительным толчком к работам отечественных ОКБ стало принятие на вооружение ВВС США вертолета АН-56А «Шайен», который наши вероятные противники широко рекламировали по всему миру.

Постановление правительства вышло в 1968 году. Оно предписывало ОКБ Миля создание Ми-24 и дальнейшие разработки ударного вертолета. Разработчики получили задание создать штурмовую машину, с высокой скоростью, маневренную и устойчивую, схожую по своим возможностям с самолетом-штурмовиком.

Разработки затянулись из-за смерти главного конструктора. К идее удалось вернуться в 1972 году. Исходя из требований к машине, прорабатывался вариант двухвинтового вертолета поперечной схемы. Эта конструкция позволяла выполнить одно из требований ТЗ – возможность катапультирования пилотов. Макет был создан с двумя винтами, двигателями ТВЗ-117Ф, конструкторы дорабатывали основные агрегаты и системы.

В середине 70-х годов военные пересмотрели концепцию применения винтокрылов на поле боя и выдвинули новые требования. Вертолет предполагали использовать на малых высотах, машина должна была низко парить над землей, огибая строения и естественные препятствия.

Ми-28

Ми-28 – от идеи к воплощению

В 1976 году правительство объявило конкурс на создание ударного вертолета, включив в него ОКБ Миля и Камова. Разработчики были свободны в выборе концепции, не имели точного ТЗ и могли осуществлять собственные идеи.

Милевцы, взяв за основу Ми-24 и используя идеи американского «Апача», создали вертолет с цельнометаллическим полумонококовым фюзеляжем, бронированием важнейших систем, дублированием агрегатов. От схемы катапультирования отказались, так как полеты проходили слишком низко над поверхностью земли. Выживание пилотов обеспечивали удароустойчивые кресла, подвижный пол, конструктивное решение шасси.

В 1982 году была представлена на испытания первая опытная модель нового вертолета. В 1996 году комиссия оценила модернизированный вариант Ми-28Н. Только в 2005 году милевский вертолет был представлен на государственные испытания, продлившиеся до 2008 года.

За долгие годы работы над вертолетом конструкторы меняли материалы, доводили навигационные системы, силовые установки. Опытные модели демонстрировали на авиасалонах, учениях «Щит Союза-2006». Эксплуатируется Ми-28 с 2013 года.

Ми-28 фото

Конструкция

Вертолет Ми-28 выполнен по классической схеме с одним несущим и рулевым винтом, стойки шасси не убираются. Конструктивно фюзеляж разделен на носовую и центральную части, балки киля и хвоста.

Между кабинами пилота и штурмана стоит бронированная перегородка, усиленная керамическими плитками. Бронированная кабина защищает экипаж от попадания бронебойных пуль и осколочных снарядов.

На потолке центральной части фюзеляжа закреплены главный редуктор, блок гидравлики, дополнительная силовая установка, системы вентиляции и кондиционирования. Тяжелые агрегаты вертолета размещены близко к центру тяжести, что повышает устойчивость и маневренность боевой машины.

Фюзеляж вертолета выполнен из облегченных композитных материалов и сплавов алюминия, состоит из отдельных блоков, соединенных между собой разными способами – сваркой, клепкой и клеем.

Под носом скрыт прицельный модуль и пушечная станция с лазерным определителем дистанции до цели. Сведения поступают на экран в кабине пилота.

Крылья длиной 4.88 метра сделаны по кессонной схеме, отстреливаются в случае аварийных ситуаций. На них крепятся топливные резервуары и вооружения.

Первые вертолеты летали на двигателях турбовального типа ТВ3-117ВМА, сейчас их заменили на моторы ВК-2500.

Топливо на каждый двигатель машины подается автономно, имеется автоматическая система перекрестной перекачки и регулировки. По мере убывания горючего баки заполняются пенополиуретаном, служащим для защиты от взрыва.

Ми-28 конструкция

На хвостовой балке вертолета размещают радиооборудование, килевая балка машины несет рулевой винт и стабилизатор, управляемые посредством тросов, проложенных внутри.

Модификации

Процесс создания вертолета был таким долгим, что первоначальные варианты винтокрылой машины устарели и в серию не пошли. Список модификаций Ми-28:

  • Ми-28 – кодовое заводское наименование «изделие 280»;
  • Ми-28А – изделие 286, выпущено 2 опытных образца;
  • Ми-28Н – «Ночной охотник» (по версии НАТО Havoc), серийный вариант, на 2017 год в ВВС поступило 90 винтокрылых машин;
  • Ми-28НМ – модернизированный Ми-28 с усовершенствованными системами управления, блоком управления беспилотниками;
  • Ми-28НЭ – «Ночной охотник» в экспортной версии;
  • Ми-28УБ – учебная машина для тренировок пилотов с боевым функционалом.

Ми-28Н может применяться в боевых действиях над морем – вертолет способен поражать малые суда и ставить минные заграждения.

Бортовое оборудование

Разработчиком радиоэлектроники для Ми-28 является Раменское приборостроительное конструкторское бюро. Вертолет оснащен системами, отвечающими требованиям авиационного оборудования 5 поколения.

Ми-28

Основная модификация вертолета Ми-28Н имеет на борту:

  • управляющий вычислительный комплекс на базе ЭВМ «Багет-53»;
  • управление оборудованием кабины – функционирует на ЖК-индикаторах, управляется с пульта, ведется видеозапись;
  • нашлемная система индикации и прицеливания;
  • система автоматического управления и управления оружием, пилотажный комплекс;
  • комплекс обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения;
  • средства навигации – ИНС-2000, измеритель скорости и сноса, системы дальней навигации (РСДН), система курса вертикали СБКВ-2В-2, связанная со спутником;
  • средства обнаружения, прицеливания, захвата и ведения объектов, включающие системы сопровождения целей, лазерный дальномер, оптико-телевизионный канал;
  • системы ночного видения;
  • средства связи – бортовой комплекс КСС-28Н-1, обеспечивающий переговоры по открытым и закодированным каналам с землей и летательными аппаратами.

Дополнен комплекс оборудования теплотелевизионным аппаратом «Охотник», собирающим всю информацию с приборов и генерирующим картину цели, ее сопровождение, а также сообщения о проблемах с вертолетом.

Боевые характеристики Ми-28:

  • 4 точки подвески;
  • встроенная пушка 2А42;
  • управляемые и неуправляемые ракеты;
  • пушка НППУ-28 (250 зарядов);
  • противотанковая управляемая ракета УР Атака-В;
  • ракета с ТГСН Игла-В.

Бортовое оружие в комплексе с электронными системами превращают Ми-28 в настоящий ударный комплекс. Вертолет может воевать днем и ночью, невзирая на погодные условия, автоматически распределять цели в группе, координировать действия с землей, объектами, находящимися в воздухе.

Технические характеристики

Вертолет Ми-28Н демонстрирует следующие летные и технические показатели:

Наименование Показатель
Винт, диаметр 17.2 метра
Длина машины 25.24 метра
Длина/высота фюзеляжа 17.05/3.82 метра
Масса пустого/нормальная загрузка 8.09/10.9 тонны
Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость/  максимальная 270/300 километров в час
Радиус полета/практическая дальность 450/1087 километров
Потолок статический/динамический 3600/57000 метров
Боевая загрузка 2.3 тонны

 

Другие модификации Ми-28 могут незначительно отличаться по ряду показателей.

Особенности

Навигационная система позволяет вертолету буквально скользить над поверхностью земли на предельно низких высотах (5-15 метров), машина «видит» все особенности рельефа. Вертолет отличается высокой маневренностью, способен летать с задней и боковой скоростью до 100 километров в час, выполнять фигуры высшего пилотажа.

Но машина не свободна от недостатков. Одним из главных считают низкую скорость – вертолет отстает по крейсерским показателям от лучших мировых аналогов, к тому же имеет большую взлетную массу. Доработки требуют и радиоэлектронные системы управления.

Бронекабина, называемая ванной, создает надежную защиту экипажу. Пилот и штурман размещаются в отдельных блоках, разделены бронированной плитой. При аварийных ситуациях системы безопасности отстреливают двери, специальная конструкция шасси, энергопоглощающие кресла и ремни смягчают удар о землю.

Ми-28 фото

Справка: стоимость базовой модели Ми-28Н – 18 миллионов долларов.

Интересные факты

Дополним историю Ми-28 еще несколькими фактами:

  1. Доставлять Ми-28 к арене военных действия можно на тяжелых самолетах, предполетная подготовка машины и всех систем оборудования займет не более полутора часов.
  2. На испытаниях 1986 года опытный образец вертолета сумел найти все 25 целей, при этом сам Ми-28 так и остался необнаруженным системами ПВО.
  3. Индия, проявившая интерес к Ми-28, в дальнейшем от закупки отказалась, отдав предпочтение американским вертолетам «Апачам».
  4. В конструкции использовали эластомерные шарниры, которые не нуждаются в смазке.

Вертолет и его системы вооружения прошли серьезные боевые испытания в спецоперации в Сирии, по итогам эксплуатации конструкторы продолжили доработку винтокрылой машины.

Оснастка и бортовые системы летающего танка постоянно совершенствуются. Ми-28 быстро находит и идентифицирует объекты противника, может служить целеуказателем для наземных и воздушных сил. Спектр возможностей вертолета растет, дополняясь новыми функциями в соответствии с требованиями времени.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий