Слова по слогам

Слова по слогам

В трехсложных словах класса “сын земли” слоги с А и У гласными сочетаются в трех вариантах.

Первый вариант. Начальный слог имеет А гласный и самостоятельно означает землю, остальные два слога озна­чают “сын”. В словосочетании слогов со значением “сын” начальный слог полный, с А гласным, конечный — непол­ный. В разных языках встречаются трехсложные слова с окончаниями на ман-мэн, мат-мэт, лат-лэт, сак-сэк, сан- сэн ит. п., которые теоретически имеют значение “сын”. Например, сан-сен(сэн) употребляется в различных языках со множеством фонетических вариантов. На татарском от­дельно сан означает “число, численность; внимание, уваже­ние; член, часть тела”. В русском сын — “ребенок, дитя муж­ского пола”. В т. н. индоевропейских языках более употре­бительны варианты сон, сен, зон. В немецком сон — “ребе­нок, дитя мужского пола”. В датском, норвежском сен — по­казатель фамилии. Например, Амунд-сен, Эрик-сен.

Второй вариант. В трехсложных словах первый слог —с У, второй —с А гласными. Слоги УА означают землю. Тре­тий слог со значением “сын” может иметь любой из этих гласных или вовсе не иметь их. Например, немецкое кир­ше —” вишня”, татарское киртэ — “изгородь”. Многие геогра­фические названия также образованы по этой модели. На­пример, Дунай, или Дунава.

Словообразование

В трехсложном слове первый слог — с А гласным, и он означает землю. Слоги со значением “сын” образованы глас­ными УА. Они бывают трех разновидностей.

Первая разновидность. Первый слог с У гласным. Вто­рой слог неполный, и он состоит из одного гласного А. На­пример, латинское акуа(а-куа) — “вода”. В данном случае куа означает “сын”. В гавайском “отец” называется маку а (ма-куа), т. е. “сын ма”, иначе “муж ма”. В языке урабунна “сестра” называется какуа (ка-куа), т. е. “дочь ка”.

Вторая разновидность. Слоги со значением “сын земли” полнозвучны. Во многих языках слоги типа кура-кула, гу- ра-гула участвуют в образовании трехсложных “сынов зем­ли”. Например, имеются топонимы: в Анголе — Какури (Ка- кури), Словакии — Секуле ( Се-куле), Грузии — Батуми (Ба­туми), Заире —Фатума (Фа тума). Латинское аникула (anicula) означает “старушка”. Аникула (ани-кула)— “сын матери”, т. е. “мать матери”. Она и есть “старушка”.

СловообразованиеТретья разновидность. Сокращенные (без инициальных согласных) и фонетически видоизмененные формы слогов типа кура-кула, слоги у л, ула-уло, улы-уле, ур, урауро, ол, оло и т. д. в значении “сын” имеются во многих языках мира. Укажем некоторые из них.

В грузинском после имени человека присоединяются слоги yp-ул, эл, которые указывают, к какому роду или племени принадлежит носитель имени. Многие тунгусские имена окан­чиваются на ул (уль). Топоним Баулы (“Бавлы”) в Татар­стане следует разбивать на слоги не как Бау лы, что в пере­воде означает “имеющий веревку”, а как Ба-улы, “сын Ба (земли)”. В Суксуиском районе Пермской области имеется татарское село Таулы (Та-улы), в Анголе есть город Таула (Та-ула). В Мали текут две реки под названием Бауле (Ба­уле). На территории Берега Слоновой Кости обитает народ, название которого бауле(бауле). По-итальянски бауле (ба­уле; baule)— “небольшой продолговатый дорожный сундук, чемодан, коробка особой круглой формы”. “Язык, слово” по-уйгурски называется кайла (ка-ула). В XIII в. Корея называлась Кауле (Ка-уле), столица Южной Кореи назы­вается Сеул (Се-ул). В Чили течет река Мауле (Ма-уле), в Нидерландах есть город Хауле (Ха-уле). В бретонском языке местоимение первого лица в единственном числе “я” — эул (э-ул), в европейском “ад” — шеол (ше ол), бог ветра древ­них греков назывался Эол (Э-ол). В греческом аула (а ула)—двор, крытый передний зал; дворец; подземное царство; улей, клетка, в латинском аула (а ула; aula) — “гор­шок”, на татарском аул (а ул) — “село, деревня”. Добавим, что на татарском ул, улы означает “сын”.

Состав слова

К слогам со значением “вода” (“небо”) могут присоеди­няться одно- и двусложные “сыновья” точно так же, как они присоединяются к слогам, означающим землю. Думается, что мы достаточно осведомлены об этом. Теперь обратим внимание только на слоги, обозначающие воду (небо). Сло­ва с такими значениями бывают двух видов.

Первый вид. Начальный слог, полный или неполный, с гласным, отдельно означает воду .(небо); конечные два слога имеют значение “сын”. Например, в современном алиском “медь” называется куулы (ку-улы), монгольском озеро — нуур (ну-ур), татарском “пыль” — тузан (ту-зан).

Состав словаВ Западной Африке обитает народ, именующий себя диула (ди-ула). В диалекте халакка языка каннада “кукушка” на­зывается кугула (ку-гула).

Второй вид. Слоги, полные или неполные, со значением “вода” (“небо”) имеют гласные А-А или A-У. Конечный слог, полный или неполный, означает “сын”. Например, “земля” на латинском — терра, хеттском — текан, немецком — эрде, русском — земля (произношение — земла). Названия птиц, рыб, деревьев на татарском образованы по этой же модели. Например, балык—рыба, карга — ворона.

Дополнительные слоги

На картах Исландии, Швеции, Финляндии находим тер­мины, имеющие по шесть-семь, даже более слогов. Что это за длинные слова? Можно ли понять их значения, не загля­дывая в словари?

Выше мы упомянули, что в названиях рек Исландии име­ются дополнительные слоги, означающие воду. В названиях озер в Швеции также имеются стандартные слоги на конце слов. Например, озера Вастенъяуре, Мавасъяуре. В этих названиях конечное яуре, по-видимому, означает “озеро”. Это яуре можно разбивать двояким образом: йа-уре и йау- ре.

Который из них правильнее? Обратимся к другим при­мерам. На татарском “озеро” — кул (ку-л — “воды сын”), монгольском нуур (ну ур — “воды сын”) . В Финляндии в названиях озер в конце терминов имеются слоги йар-ви. На­пример, озеро Илисуолиярви. На уровне слогов ар-ви — так­же “сын воды”. И шведское йауре, по-видимому, следует расчленять в виде йау-ре. Кстати, дополнительные слоги со значением “вода” в названиях рек Исландии как раз образо­ваны по модели йау. Исландцы, как известно, являются вы­ходцами из Скандинавии.

Дополнительные слогиВ татарском и родственных языках на конце названий рек также имеются дополнительные слоги в виде сай, чай, шай со значением “вода”. Такие же окончания в виде сай, чай… имеются и в названиях рек Юго-Восточной Азии. На­пример, река Бангсай в Таиланде, река Бангфай в Лаосе.

Дополнительные слоги с дополнительной информацией имеются и в названиях сел и городов. В Германии названия городов часто оканчиваются на стандартные дорф — “село, деревня”, штадт, бург — “город”.

Все это, вместо взятое, напоминает нам, что любые сло­ва, будь то географические, топонимические и иные терми­ны, могут иметь дополнительные слоги с дополнительной информацией о принадлежности слова-основы к тому или иному разряду лексем.

Лишние слоги

В современных языках не все слова являются, так ска­зать, в чистом виде “сыном земли” или “сыном воды (неба)”. В одних случаях из одних слов могут выпадать отдельные элементы, а в других случаях термины могут обрастать но­выми слогами. Как мы видели выше, определять дополни­тельные слоги в топонимических терминах не так сложно. Однако к некоторым словам могут “прилипать” совершенно лишние слоги, которые в состоянии изменить до неузнавае­мости первоначальную картину. Хотя, впрочем, следует под­черкнуть, что эта мысль верна только с теоретической точки зрения. Каждое слово близко и дорого нам именно своей утвердившейся в сознании формой и содержанием, какими бы лишними или дополнительными элементами оно ни обла­дало. Татарские баш — “голова”, малай — “мальчик” в русском употребляются в вице башка, малайка. Для русского башка и малайка кажутся более “правильными”, чем баш и малай.

В одном из эскимосских языков, имаклинском, заимство­ванные из русского чай, сахар, палатка произносятся как сайукъ, сакъар-икъ, палаткъакъ. В этих словах конечные – укъ, -икъ, -къ — лишние. Повторяем: теоретически, а для са­мого имаклинского языка—вполне нормальные.

В татарском кук—”небо” конечное согласное к также ка­жется лишним, т. к. слог ку и так означает “небо”. По пра­вилам слогового метода, ку-к— “сын неба” или “земля”. Как же так? Ничего не поделаешь, так вот. Это предупреждает нас, что в каждом конкретном случае возможны и такие толкования, которые могут не соответствовать общим нор­мам. Мы еще вернемся к этому кук в другой главе этой кни­ги и постараемся подробнее объяснить, почему случилось такое.

Здесь следует вспомнить суб, сув, суг, суй — “вода” в род­ственных татарскому языках. Основа этих слов, конечно, су, а конечные -б, -в, -гъ, -й, по-видимому, лишние.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий