Танк Тигр (Tiger)

танк тигр

Panzerkampfwagen VI Tiger I — без преувеличения легендарный танк Второй мировой войны. Сконструированный Эрвином Адерсом и построенный фирмой «Хеншель», Тигр всегда находился в гуще сражений и принимал активное участие в важнейших стратегических операциях Вермахта.

Эксплуатация

Танк Тигр выпускался с 1942 по 1944 годы и был введен в эксплуатацию в середине 1942 года, когда 502-й танковый батальон доставили в окрестности Ленинградской области. Начав атаку, великолепно армированные, но тяжелые и неповоротливые Тигры застряли в болотистой почве. У неприспособленных к таким условиям танков, которые тут же эвакуировали на ремонт, в болотах выходили из строя коробки передач и глохли двигатели.

В середине сентября вернувшиеся с ремонта танки вновь предприняли попытку атаки, но были обстреляны советскими войсками и опять увязли в болотах, после чего их вновь эвакуировали.

Несмотря на не самое удачное начало, Тигр, тем не менее, в ходе сражений зарекомендовал себя как сокрушительное боевое оружие: с 12 по 17 февраля 1943 года Тигры вывели из строя и уничтожили 31 советский танк, а общее число трофеев в Ленинградской области составило 160 единиц.

Мощные и тяжелые, Тигры все же не являлись неуязвимыми — танки регулярно выходили из строя из-за поломок двигателя и все так же застревали в болотах.

К июню 1943 года штабу удалось довести количество Тигров до изначально запланированных руководством 14 единиц — до этого танки ломались, буксировались на ремонт и возвращались обратно, некоторые были утеряны в ходе сражений. Необходимого количества удалось достичь, когда из Германии было прислано еще 7 танков.

В марте 1943 года в битве под Харьковом Тигры за считанные минуты уничтожили 12 танков Т-34, и еще 8 подбив при преследовании. 88-миллиметровый снаряд Тигра был такой силы, что у Т-34 просто отрывало башню, не оставляя шанса не то что на победу, но и хоть на какое-то сопротивление.

Отдельной темы заслуживает участие Тигров в крупнейшей в истории танковой битве — Битве на Курской дуге. В жестокой и кровопролитной операции «Цитадель» потери 503-го и 505-го немецких танковых батальонов составили лишь 4 единицы!

Всего в период Второй мировой войны было выпущено 1354 Тигра, затраты на производство которого в два раза превосходили затраты на производство любого другого танка того времени. Это, отчасти, объясняет причину незначительных показателей экспорта Тигра за рубеж — его производство попросту не покрывало нужды самого Вермахта.

Производство

Тигр стал первым тяжелым танком Вермахта. Возможно, его создание было бы отсрочено на неопределенный срок, но средний танк PzKpfw IV Ausf. E-F по всем характеристикам уступал советскому Т-34, и для успеха предприятия армия Третьего рейха отчаянно нуждалась в сильной и мощной машине.

Третьим рейхом был объявлен конкурс на лучшую модель тяжелого танка с массой не менее 30 тонн и орудием, расположенным в башне над корпусом.

Одновременно с фирмой «Хеншель» проектированием заявленной модели нового тяжелого танка занимался Фердинанд Порше. Новатор в области автомобилестроения, он был на хорошем счету у Гитлера и только начинал свой путь в строительстве танков.

По характеристикам надежности и проходимости победил танк «Хеншель». Танк Порше, помимо сложной конструкции, предполагал для своей работы такие редкие материалы, как медь, что исключало потоковое производство.

Башню танка, однако, позаимствовали у модели Порше, поскольку заказанные «Хеншелем» башни не успели изготовить в срок.

Управление

Управление танком было устроено по образу управления автомобилем и не требовало специальных навыков и умений: руль, педали, коробка переключения передач и устройства связи.

Танк Тигр

Характеристики

Тигр стал первым танком в Германии с переменной шириной: сверху он был шире, что позволило установить башню с диаметром погона 1850 мм для орудий калибром 88 мм — тех самых, что потом «раскидают» танки Т-34.

Корпуса танка были выполнены из катаной стали и располагались параллельно либо перпендикулярно друг другу, что значительно улучшало характеристики безопасности. Сварены поверхности были излюбленным немецким методом «ласточкин хвост». Слабым местом Тигра, за что его проектировщиков регулярно критиковали, был практически незащищенный стык корпуса и башни и 30-миллиметровая крыша (против 80 мм корпуса и 100 мм лобовой части), что для танка такого размера было совершенно нерационально. На стык башни и корпуса впоследствии разработали бронекольцо, а вот крышу так и оставили без изменений. Часть потерь танков случилась именно из-за того, что башню танка клинило из-за осколков снарядов, попадающих в крышу. Корпус Тигра был внушительным: без ходовой части и башни он весил 29 тонн.

Башня танка работала от коробки передач, при выключенном двигателе вращение производилось машинистами вручную.

Гусеничная лента шириной 725 мм обеспечивала прекрасные ходовые характеристики, однако при транспортировке танка ее рекомендовалось менять на специальную транспортировочную ленту в 520 мм — широкие гусеницы попросту не влезали в вагон.

Расположение

Тигр являлся классическим танком с передней силовой передачей. В передней части танка располагался экипаж и все элементы управления: руль, рабочие места, коробка передач, педали, пулемет и пр.

С целью поднятия боевого духа, а также наглядной демонстрации колоссальной прочности Тигра в учебный центр был привезен танк после двухдневного боя в Ростовое. После 250 прямых попаданий танк смог самостоятельно добраться до базы на ремонт и являл собой поистине гениальное творение инженерной мысли.

В 1943-44 годах Тигров покрывали специальным покрытием — циммеритом, предупреждающим примагничивание подрывающих магнитных мин. Впоследствии от этих мер отказались.

Тигр — это, безусловно, легендарный танк. На момент появления ему не было равных во всем мире: 88-миллиметровый снаряд не оставлял противнику шансов, а пробить толстую лобовую броню было практически невозможно, что как нельзя лучше подходило для контратак и лобовых столкновений.

5 комментариев на тему “Танк Тигр (Tiger)
  1. Если верить предлагаемой статье, то танк «Тигр» был идеальным. Однако.
    Напомню, что ВСЕ танки фашистской Германии имели бензиновый (!) двигатель. Дизельными танковыми двигателями во ВСЁМ мире оснащались только танки товарища Сталина (Т-34, КВ и другие). Превосходства дизельного двигателя над бензиновым общеизвестны.
    Одной из главных ошибок немецких конструкторов танков была неверная компоновка, которая предусматривала расположение двигателя на корме танка, а ведущих «колёс» спереди. По этой причине для передачи крутящего момента приходилось прокладывать карданную передачу от кормы на передние ведущие «колёса». Это приводило к увеличению общей высоты танка, его общего объёма, что требовало дополнительные затраты на бронирование «бесполезного» объёма, что в свою очередь приводило к излишней массе танка в целом, что вело в итоге к потере машиной манёвренности, скорости и так далее.
    Советские танки имели рациональную компоновку: двигатель, трансмиссия и ведущие «колёса» находились на корме машины, что давало возможность делать танки максимально «компактными».
    Спасибо.
    Пётр.

    1. на самом деле, первыми дизельные двигатели в танках решили применять японцы — примерно в середине 30-х годов они уже разрабатывали новые танки с ДСУ.

  2. Всем известно, что транспортную машину лучше тянуть, чем толкать. Именно поэтому большинство современных автомашин являются переднеприводными. И двигатель танка должен быть защищен от находящегося впереди противника бронированным корпусом и башней. Поэтому разнесение тяговых колес и двигателя — это вынужденная мера. Но главные преимущества Тигра, помимо брони, в том числе и перед Т-34/85 — это 88-мм орудие, которое в сочетании с цейссовской оптикой позволяло уничтожать прямым выстрелом танки противника с расстояния 2 км, в то время, как Т-34/85 мог спереди поразить Тигр только с расстояния порядка 500-600 метров. Результат — в бою на открытой местности на один подбитый Тигр приходилось 3 подбитых Т-34. Другое дело, что в производстве Тигр стоил 800 тысяч рейсмарок — в несколько раз дороже, чем Т-34 .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *