Дневник комиссара

Дневник комиссара

Сопротивление наступавшим фашистским войскам нарастало. На «Гордый» дошли сведения о героической обороне моряков и пехотинцев Либавского гарнизона. Город окружен, но гарнизон продолжает борьбу. Одержано несколько побед над фашистскими кораблями в море. В водах Балтийского моря нашли свою смерть две подводные лодки, несколько самолетов и надводных кораблей противника.

Эти сведения радовали экипаж, вселяли веру в победу над фашистскими варварами.

Но в целом обстановка на фронте была тревожной. Под давлением превосходящих сил противника наши войска двадцать четвертого июня оставили Вильнюс, двадцать восьмого — Минск, враг рвался к Риге.

Петра Сергеевича Носикова неутешительные сведения с фронта беспокоили больше всего: экипажу надо было как-то объяснять причины временных неудач наших войск, но он подчас и сам не понимал этих причин. Воспитанный на идеях превосходства Красной Армии над вооруженными силами агрессивных стран, политработник не мог осознать, почему наши войска так долго не могут нанести решающий удар.

Над событиями первых дней войны Петр Сергеевич размышлял очень часто. В перерывах между боями и походами он доверял свои мысли записной книжке в коричневом переплете. Торопливые карандашные записи, сделанные на боевом посту или на ходовом мостике корабля, хорошо сохранились и после войны. Они дают представление о событиях тех дней, настроении людей и участии эсминца «Гордый» в боевых действиях.

«27 июня 1941 года, пятница. Вчера получили газеты и листовки. Газет не видели давно и с жадностью на них набросились. Прочитали заметку о потоплении немецкой подводной лодки эскадренным миноносцем «Стерегущий» в незабываемое утро 23 июня.

Это уже третья потопленная фашистская лодка. Страшна Балтика в своем гневе. Дорогой ценой мы заставим Гитлера расплачиваться за каждого нашего погибшего бойца и командира, за каждый корабль.

Война заставила перестроить партийно-массовую работу на корабле. Индивидуальная работа с каждым человеком— вот основа. Даю персональные задания агитаторам и секретарям комсомольских организаций. Хорошо проводит беседы мичман Бурчик. В артиллерийской боевой части агитаторы пока работают слабее.

Дневник комиссара

28 июня 1941 года, суббота. Ночью в городе дважды объявлялась воздушная тревога. Немецкие самолеты летали над рейдом, на остров сбросили бомбу. Во время воздушной тревоги какой-то предатель зажег свет в куполе самого высокого здания города.

В Таллин пришли эскадренные миноносцы «Грозящий» и «Сметливый». В море их атаковали немецкие пикирующие бомбардировщики. На «Грозящий» было сброшено 18 бомб. Увернулся. Молодец — командир!

29 июня 1941 года, воскресенье. Купеческая гавань. Прошла неделя войны, тяжелая неделя. Сколько людей погибло за эти дни, сколько детей остались сиротами, а жен — вдовами! Нет такой казни, таких проклятий на земле, которых достоин Гитлер с его сворой.

В Прибалтике сильный перевес войск противника и неизвестно, когда наши подтянут силы. Сводки с фронта больше чем сухи.

1 июля 1941 года, вторник. В десять часов утра над городом появился немецкий четырехмоторный бомбардировщик. Зенитная артиллерия открыла огонь и быстро пристрелялась. Самолет поспешно сбросил бомбы на южную окраину города. По его курсу было видно, что шел к аэродрому. Он уже скрылся из видимости, как появилась шестерка наших «ястребков». Догонят ли? Это первая бомбардировка Таллина.

Сегодня на корабль пришли старшина второй статьи Симонов и краснофлотцы Зазыкин и Ткаченко. Они со «Сторожевого». Рассказывают, что «Сторожевой» вместе с другими миноносцами шел ставить мины. Он был в строю концевым. На него напало пять торпедных катеров противника. Отбивался яростно, но увернуться от торпед не смог. Взрывом была оторвана носовая часть вместе с ходовым мостиком. В последний момент командир корабля Иван Федорович Ломакин крикнул: «Спасайте корабль!»

Он понимал, что находившиеся на корме мины могли сдетонировать.

Оторванная носовая часть корабля перевернулась и затонула. Пограничный катер подобрал из воды 74 человека. Командира не нашли. Но эсминец не погиб.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий